Русский    
 Карта сайта rssrss tf

пн, вт, ср, чт, пт с 1000 до 1300, с 1400 до 1700

Горячая линия по вопросам улучшения инвестиционного климата в Краснодарском крае

Вниманию инвесторов! "Горячая линия" по вопросам улучшения инвестиционного климата в Краснодарском крае (861) 251-77-64 Ответим на вопросы, проконсультируем, разъясним и примем Ваши предложения!

скрыть

Реализация майских указов Президента РФ

Деятельность Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития и выполнения поручений отдельных указов Президента Российской Федерации на территории Краснодарского края 

Нормативные правовые акты 

ИНФОРМАЦИЯ
о достижении отдельных целевых показателей социально-экономического развития, установленных указами Президента Российской Федерации, на территории Краснодарского края
(по состоянию на 1 мая 2017 года)

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N° 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" определен ряд ключевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года, реализация которых относится к компетенции департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края:

"Создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году";

"Увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов – к 2018 году";

"Увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года".

Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 ноября 2012 года N° 1136 "О мерах по реализации отдельных указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года на территории Краснодарского края" (в редакции распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 июня 2016 года N° 182-р) для региона определены следующие мероприятия, реализация которых направлена на достижение целевых значений указанных показателей на следующих уровнях:

1. Реализация мероприятий, направленных на увеличение количества созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест до 2020 года в 1,9 раза относительно 2013 года
(на федеральном уровне по данному показателю конкретные значения для регионов не определены).

В соответствии с официальными данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Краснодарстат) в период 2012-2016гг. в регионе отмечалась следующая динамика прироста высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ):

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

о динамике показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест" в период 2012-2020гг.*

 

 2012 год (факт)

 2013 год (факт)  

 2014 год (факт)

 2015 год (факт)

 2016 год (опер.отчет)

тыс. ед.

%

тыс. ед.

%

тыс. ед.

%

тыс. ед.

%

тыс. ед.

%

Краснодарский край (КК)

19,1

6,2

37,4

11,4

12,9

3,5

-9,0

-2,4

-31,1

-8,4

Южный федеральный округ (ЮФО)

62,8

5,9

60,3

5,3

65,9

5,5

-85,7

-6,8

-69,6

-5,2

Российская Федерация (РФ)

1849,1

12,7

1122,8

6,9

788,1

4,5

-1671,9

-9,1

-802,1

-4,8

* Справочно: в 2011 году количество ВПРМ составляло 307,9 тыс. ед.

 

По итогам 2016 года положительную динамику в приросте ВПРМ продемонстрировали следующие виды экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 136,8 %;

добыча полезных ископаемых – 101,4 %;

оптовая и розничная торговля – 120,0 %.

Наибольшее падение в рассматриваемом периоде продемонстрировали:

производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 53,3 %;

строительство – 73,5 %;

гостиницы и рестораны – 78,8 %;

образование – 81,7 %;

транспорт и связь – 90,0 %.

В абсолютном выражении количество созданных и модернизированных ВПРМ в указанном периоде выглядит следующим образом:

2012 год – 327 тыс. рабочих мест;

2013 год – 364,4 тыс. рабочих мест;

2014 год – 377,3 тыс. рабочих мест;

2015 год – 368,4 тыс. рабочих мест;

2016 год – 337,3 тыс. рабочих мест.

Таким образом, на протяжении 3-х лет (2012-2014гг.) в Краснодарском крае отмечалась положительная динамика создания и модернизации ВПРМ. При этом, прирост ВПРМ в регионе опережал аналогичные показатели по ЮФО (в 2012-2013гг.) и РФ (2013г.).

По итогам 2016 года в Краснодарском крае зафиксировано снижение числа созданных и модернизированных ВПРМ (– 31,1 тыс. единиц или 8,4 %). Данное обстоятельство вызвано резким падением уровня доходов населения на протяжении 2-х лет. Необходимо отметить, что край здесь не уникален, подобная тенденция сохранения предприятиями консервативной инвестиционной политики отмечается во многих регионах. По мере стабилизации экономики позитивные ожидания инвесторов будут превалировать над негативной рыночной ситуацией.

В соответствии с действующими Федеральными планами статистических и производственных работ расчет и публикация значения показателя осуществляется Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации (Росстатом) 1 раз в год – до 1 апреля года, следующего за отчетным. Ежеквартальный мониторинг (в том числе, в разрезе городских округов и муниципальных районов) органами статистики не производится.

2. Реализация мероприятий, направленных на обеспечение объема инвестиций не менее 30 процентов валового регионального продукта Краснодарского края к 2015 году и 33 процентов – к 2018 году (высокие показатели по данному пункту связаны с уровнем инвестиций в 2011 году в период строительства олимпийских объектов).

В соответствии с официальными данным Краснодарстата в период 2012-2016гг. в регионе отмечалась следующая динамика доли инвестиций в валовом региональном продукте (ДИВРП):

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

о динамике показателя "Доля инвестиций в валовом региональном продукте" в период 2012-2018гг.*

 

2012 год (факт)

2013 год (факт)

2014 год (факт)**

2015 год (факт)

2016 (оценка)***

%

%

%

%

%

Краснодарский край (КК)

54,7

57,4

41,9

30,1

19,5

Южный федеральный округ (ЮФО)

39,4

42,1

33,4

28,2

-

Российская Федерация (РФ)

19,5

19,5

20,5**

19,6

20,4

 

* Справочно: в 2011 году значение ДИВРП составляло 57,2 % (против 19,2 % по РФ).

** Данные, начиная с 2014г., рассчитаны в соответствии с методологией СНС-2008, включают результаты научных исследований и разработок, а также системы вооружения и не сопоставимы с данными за предыдущие годы.

*** Экспертный расчет. Фактическое значение показателя за 2016 год будет сформировано Росстатом в 2018 году после осуществления окончательной оценки ВВП и соответствующей актуализации ВРП субъектов Российской Федерации.

 

В структурном выражении ДИВРП в указанном периоде выглядит следующим образом:

2012 год – объем инвестиций 798,5 млрд рублей и валовой региональный продукт 1459,5 млрд рублей;

2013 год – объем инвестиций 955,5 млрд рублей и валовой региональный продукт 1662,9 млрд рублей;

2014 год – объем инвестиций 750,2 млрд рублей и валовой региональный продукт 1792,0 млрд рублей;

2015 год – объем инвестиций 586,9 млрд рублей и валовой региональный продукт 1946,8 млрд рублей;

2016 год – объем инвестиций 429,0 млрд рублей и валовой региональный продукт 2200,7 млрд рублей.

Учитывая стратегически важное экономико-географическое положение, Краснодарский край является одним из центров концентрации инфраструктурных проектов федерального уровня. Отмечаемые кризисные явления в экономике страны оказали существенное влияние на индикаторы инвестиционного развития региона.

Структурный анализ инвестиционной активности в Краснодарском крае за последний год показал, что резкое падение объемов инвестиций вызвано фактической приостановкой реализации ряда мега-проектов федерального масштаба, реализуемых субъектами естественных монополий (компаниями с государственным участием).

Свою роль в сложившейся динамике инвестиций сыграло проведение со стороны хозяйствующих субъектов консервативной инвестиционной политики и переносом основных мероприятий своих долгосрочных программ развития на более отдаленную перспективу. Необходимо отметить, что Краснодарский край здесь не уникален, подобная тенденция отмечается во многих регионах России.

По сравнению с 9 месяцами 2016 года отмечается улучшение динамики ряда видов экономической деятельности. По некоторым из них наблюдается существенное увеличение инвестиционной активности (гостиницы и рестораны – в 1,1 раза, сельское хозяйство – в 1,1 раза, производство пищевых продуктов – в 1,2 раза, химическое производство – в 1,9 раза).

Важно отметить, что этот рост был достигнут преимущественно усилиями местных инвесторов, либо компаний, являющихся надежными деловыми партнерами региона на протяжении многих лет.

Кроме того, по итогам 2016 года достигнуты исторические значения объемов инвестиций по виду экономической деятельности "Химическое производство", а также в целом по агропромышленному комплексу ("Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" и "Производство пищевых продуктов"). Одним из факторов, повлиявших на подобные результаты, стала реализация значительного количества современных высокотехнологичных проектов, органично сочетающих в себе, как интенсивный, так и экстенсивный типы хозяйствования. Реализация политики импортозамещения также способствовало закреплению указанных отраслей как одних из наиболее привлекательных сфер деятельности, открывающих значительные перспективы для инвестирования.

По мере стабилизации экономики позитивные ожидания инвесторов превалируют над негативной рыночной ситуацией. Имеется ряд факторов, положительно повлиявших инвестиционную активность в Краснодарском крае.

Во-первых, в 2016 году наблюдается активизация инвестиционной деятельности во многих городских округах и муниципальных районах региона.

Темп роста инвестиций выше положительного уровня (100 %) за 2016 год к уровню 2015 года зафиксирован в более чем 50 % (25 из 44) муниципальных образований. Подобная ситуация не наблюдалась с 1 квартала 2013 года.

Во-вторых, отмечается рост количества реализуемых крупных (стоимостью свыше 100 млн рублей) инвестиционных проектов.

Если на начало 2016 года их насчитывалось 202 на общую сумму порядка 1 трлн рублей, то по данным на 1 апреля 2017 года – уже 341 крупный проект со сроком реализации до 2030 года, в результате которых запланировано создание 43 тыс. новых рабочих мест. Важно отметить, что количество крупных проектов, находящихся на активной стадии реализации, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 43 % (или на 103 единицы).

Подобная положительная динамика свидетельствует о том, что инвестор чувствует себя комфортно в регионе и готов вкладывать средства в экономику.

При этом, крупные проекты реализуются во всех городских округах и муниципальных районах Краснодарского края.

В-третьих, фиксируется увеличение деловой активности инвесторов и предпринимателей.

Если в 2013 году на пике олимпийского периода было реализовано 56 крупных проектов, то по итогам 2016 года реализовано уже 85 крупных проектов на общую сумму 79,3 млрд рублей, в результате создано порядка
6,8 тыс. новых рабочих мест.

Несмотря на наблюдаемые кризисные явления, 2016 год прошел для экономики Краснодарского края относительно благополучно. Регион в своем инвестиционном развитии опирается не только на сферы традиционной специализации, но и на множество других отраслевых направлений, что обеспечивает целостность и устойчивость краевой экономики. Основой успеха Краснодарского края стал переход от создания единичных производств к построению взаимосвязанных технологических цепочек, органично сочетающих в себе как интенсивный, так и экстенсивный типы хозяйствования.

Сегодня благодаря диверсифицированной экономике Краснодарский край готов представить бизнесу уникальный спектр возможностей для вложения инвестиций практически во всех отраслях экономики.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года, приоритетными направлениями для привлечения инвестиций являются агропромышленный комплекс, курортно-рекреационный, туристский и транспортный комплекс, обрабатывающая промышленность (включая машино- и приборостроение, металлообработку, производство строительных материалов, стекольную, деревообрабатывающую, легкую и фармацевтическую промышленность), сектор информационно-телекоммуникационных технологий.

Необходимо отметить, что основой инвестиционного портфеля региона на протяжении многих лет является частный капитал. Проведенный анализ свидетельствует о положительной тенденции развития инвестиционной деятельности региона в средне- и долгосрочной перспективах. Среди предпосылок для сохранения инвестиционной активности региона:

- продолжение реализации ранее начатых крупных проектов;

- переход в активную стадию реализации новых масштабных проектов;

- возобновление реализации ранее приостановленных проектов;

- формирование локальных (в масштабах муниципальных образований) и межрегиональных центров консолидации инвестиций.

Учитывая возросшую предпринимательскую уверенность на фоне стабилизации курса национальной валюты, последовательного снижения ставок привлечения кредитных ресурсов, значительного повышения финансовой устойчивости организаций и необходимости обеспечения непрерывного производственного процесса, при условии сохранения позитивной тенденции к улучшению экономической ситуации и постепенного перехода на долгосрочный горизонт планирования считаем возможным сохранение инвестиционной активности Краснодарского края в долгосрочной перспективе.

Краснодарский край известен как регион с комфортными условиями для ведения бизнеса и развитой институциональной средой. По качеству инвестиционного и делового климата на протяжении многих лет входит в число лидеров среди регионов страны. Свидетельством этому является сохранение регионом 7 места в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на протяжении 3 лет.

Кроме того, в конце 2016 года ведущее национальное рейтинговое агентство "Эксперт-РА" присвоило Краснодарскому краю высший рейтинг 1A "Максимальный потенциал – минимальный риск". Кроме того, край 3-й год подряд занимает 1 место среди субъектов страны как регион с наименьшими инвестиционными рисками, а значит лучшими условиями для работы инвесторов.

В 2016 году реализованные меры по созданию благоприятных условий ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности в Краснодарском крае позволили достичь следующих результатов.

1. В апреле 2016 года в Краснодарском крае принят пакет важных законодательных инициатив, предусматривающий более совершенный и гибкий механизм налоговых преференций.

Отдельные категории инвесторов теперь будут освобождены от сложных забюрократизированных процедур при получении налоговых льгот.

2. В целях укрепления проводимой работы по созданию открытой информационной среды для облегчения принятия субъектами хозяйственной деятельности мотивированных решений в сфере инвестиционной деятельности были проведены 2 заседания Комиссии по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае.

На данные мероприятия приглашаются работающие в регионе инвесторы и предприниматели, представители деловых и общественных объединений.

В ходе заседания комиссии определяются основные тенденции развития экономики Краснодарского края, обозначаются основные задачи по улучшению регионального инвестиционного климата на ближайший год, а также обсуждаются текущие проблемы, сдерживающие инвестиционное развитие.

4. В целях улучшения в Краснодарском крае инвестиционного и предпринимательского климата в сотрудничестве с АНО "АСИ" утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по внедрению в Краснодарском крае лучших управленческих практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 6 апреля 2015 года N° 149-р) (далее – "дорожная карта"). Данный документ систематизирует и структурирует алгоритм деятельности всех заинтересованных органов власти по улучшению инвестиционного климата.

В подготовке и выполнении мероприятий "дорожной карты" приняли участие все заинтересованные органы исполнительной власти края и муниципальные образования, что позволило сделать качественный рывок в совершенствовании инвестиционной политики Краснодарского края.

Выполнение мероприятий "дорожной карты" позволило Краснодарскому краю в 2016 году сохранить 7 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее – Национальный рейтинг), который был презентован в рамках юбилейного XX Петербургского международного экономического форума 17.06.2016.

Итоги участия региона в Национальном рейтинге были подробно рассмотрены и проанализированы 30 августа 2016 года в рамках заседания Комиссии по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае.

В подготовке и выполнении мероприятий "дорожной карты" приняли участие все заинтересованные органы исполнительной власти края и муниципальные образования, что позволило сделать качественный рывок в совершенствовании инвестиционной политики Краснодарского края.

Наиболее существенная положительная динамика зафиксирована по показателю "Эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство".

Благодаря выполнению мероприятий "дорожной карты" удалось повысить оценку предпринимательского сообщества по 2 критериям из 3 до "А".

В октябре-ноябре 2016 года Краснодарский край принял участие в подготовительном этапе (отбор респондентов) для проведения Национального рейтинга в 2017 году. В АНО "АСИ" предоставлены данные более
2 тыс. респондентов по 11 направлениям Национального рейтинга. Опрос проводился частично в конце 2016 года и продолжился в 2017 году.

5. На территории Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) 20 июля 2016 года стартовал 2-ой модуль образовательной программы "Управленческое мастерство: развитие региональных команд", АНО "АСИ" совместно с Центром развития регионов РАНХиГС.

Программа адресована первым лицам субъектов Российской Федерации – главам администрации (губернаторам), заместителям глав администрации (губернаторов), министрам, руководителям органов исполнительной власти и естественных монополий. Делегации были сформированы с учетом требования о максимальном участии членов специализированных организационных штабов ("проектных офисов").

Участники разобрали конкретные задачи и кейсы по работе с предпринимателями и снижению административных барьеров. При разработке программы учитывались результаты Национального рейтинга, был использован опыт лидеров по внедрению лучших практик.

Делегация Краснодарского края приняла участие во 2-ой волне (25-27 июля) и 3-ей волне (3-5 октября) 2-го модуля обучения.

6. Одним из направлений деятельности по привлечению иностранных инвестиций является проведение различных мероприятий, в том числе организация двусторонних бизнес-миссий, направленных на позиционирование инвестиционных возможностей Краснодарского края.

В 2016 году Краснодарский край принял ряд представительных делегаций иностранных государств.

Регион посетили делегации Китая, Италии, Франции, Германии, Чили и других стран. Наиболее представительной была делегация ФРГ, включавшая бизнесменов – членов Российско-Германской внешнеторговой палаты.

Общепринятая практика проведения в рамках данных визитов B2B-встреч с иностранными компаниями дает практические результаты. Так, только в рамках визита делегации ФРГ в марте 2016 года в подобном мероприятии приняло участие свыше 100 руководителей и специалистов из более чем 65 кубанских предприятий, в том числе ООО "Фирма "Калория", ООО "Крахмальный завод "Гулькевичский", ОАО "Сад-Гигант", ООО "Тегас", ЗАО "Тетрапак Кубань", ОРО "НИПИгазпереработка", АО "Армавирский завод резиновых изделий", Торговая сеть "Табрис", "Союз машиностроителей Кубани" и др. За 1,5 часа стороны провели около 180 встреч как в формате переговоров, так и в формате обмена визитками. Это позволило краевым предприятиям, в частности, найти новых деловых партнеров, установить контакты с транспортно-логистическими компаниями, договориться о привлечении иностранного капитала для реализации проектов на территории региона.

7. В городе Краснодар открылся первый специализированный центр поддержки предпринимательства (ЦПП) для оказания всесторонней информационно-консультационной помощи на безвозмездной основе. Его работа организована по принципу "единого окна". В рамках одного помещения предприниматели получают полный набор консультационных услуг, квалифицированные консультации по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности, оказание услуг по проведению различных исследований, созданию сайтов, регистрации ИП и обучение.

Все услуги, предоставляемые Центром поддержки предпринимательства, являются абсолютно бесплатными для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также для тех, кто только решил открыть "свое дело".

8. За прошедший год в Краснодарском крае повысилось качество информационной поддержки инвесторов и бизнеса.

Совместно с крупной международной консалтинговой компанией разработана новая версия "Путеводителя инвестора", который содержит пошаговые инструкции по прохождению различных административных процедур при реализации инвестиционных проектов на территории региона.

Данный документ был презентован в рамках проведения Российского инвестиционного форума в городе Сочи в 2017 году.

9. В 2016 году разработан и утвержден порядок сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории региона. В рамках этой работы по каждому соглашению разработаны дорожные карты, выполнение которых отслеживается на постоянной основе.

В настоящее время департаментом осуществляется рассмотрение заявлений с материалами от инвесторов по инвестиционным проектам на предмет их сопровождения в установленном порядке.

10. В 2016 году в муниципальных образованиях Краснодарского края внедрен институт инвестиционного уполномоченного (в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края
от 7 июня 2016 года N° 189-р "Об инвестиционных уполномоченных в муниципальных образованиях Краснодарского края").

За основу взят положительный опыт отдельных федеральных округов и регионов, способствующий снижению административных барьеров и улучшению в целом инвестиционного климата.

Инвестиционные уполномоченные осуществляют свою деятельность во всех 44 муниципальных образованиях Краснодарского края. Их задачами являются участие в привлечении инвестиций в экономику региона, сопровождение инвестиционных проектов, информирование инвесторов о формах государственной поддержки, проведение анализа инвестиционной деятельности на своей территории и принятие мер по ее стимулированию.

3. Реализация мероприятий, направленных на увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте Краснодарского края к 2018 году до 16,64 %.

В соответствии с официальными данными Краснодарстата в период 2012-2015гг. в регионе отмечалась следующая динамика доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте (ДПВНОВРП):

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

о динамике показателя "доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте" в период 2012-2015гг.*

 

2012 год (факт)

2013 год (факт)

2014 год (факт)

2015 год (факт)

%

%

%

%

Краснодарский край (КК)

14,1

13,9

14,0

13,9

Южный федеральный округ (ЮФО)

16,4

16,3

16,4

16,4

Российская Федерация (РФ)**

19,4

19,4

19,6

20,4

* Справочно: в 2011 году значение ДПВНОВРП составляло 12,8 % (против 19,1 % по РФ).

** РФ как сумма субъектов.

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 года N° 1142 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N° 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", показатель "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте" формируется Росстатом в разрезе субъектов Российской Федерации на основании утвержденных данных по валовому региональному продукту.

Данные по валовому региональному продукту рассчитываются органами статистики один раз в год, за 2016 год будут рассчитываться в октябре
2017 года, окончательная оценка будет осуществлена в 2018 году.

В соответствии с п. 2.1.14 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N° 671-р в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N° 334-р показатель "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте" разрабатывается с годовой периодичностью и предоставляется ежегодно 15 марта.

 В настоящее время представляется возможным предоставление сведений по показателю "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП" за 2015 год.

 

 

2016

© Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края

Официальный интернет-ресурс
Все замечания и предложения по работе нашего сайта вы можете присылать на e-mail: portal@investkuban.ru

Разделы сайта

Дополнительно

Создание сайта в Краснодаре: Интернет-Имидж